ТРЕНІНГ "НАСИЛЛЯ В ШКОЛІ"



НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ. БУЛЛИНГ
(тренинг по профилактике насилия среди старшеклассников)

Цель: Формирование у молодежи сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое просвещение.
Ожидаемые результаты:
        Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения;
        Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления;
        Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;
        Улучшение  здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;
        Воспитание  у детей целеустремленности, чувства ответственности.
Целевая группа: учащиеся 7-11 классов (12-15 человек);
Время: 90 минут
Материалы: маркеры, бумага, листочки с клейким краем, схемы
Оборудование: флип-чарт, мультимедийный проектор, DVD-плеер

Содержание тренингового занятия.
1.Организационный момент.Разминка «Приветствие древних племён», 5 мин
3.Упражнение «Ассоциации»,10 мин.
3.Упражнение «Кто виноват?», 15 мин.
4.Упражнение «День рождения императора», 10 мин.
5.Мини-лекция «Школьное насилие», 10 мин.
6.Игра-разминка «Атомы и молекулы», 5 мин
7.Мозговой штурм «Жертвы буллинга», 10 мин.
8.Упражнение «Сцены травли», 20 мин.
9.Упражнение «Булочка с корицей», 2 мин.
10.Рефлексия занятия,3 мин.

Ход занятия
Организационный момент.
Разминка «Приветствие древних племён»
Ведущий сообщает участникам, что есть некий остров, где живут четыре древних племени мумба, юмба, мамба, джамба. Эти племена отличаются между собой. Например, эти племена по-разному ходят: мумба держат руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны.
Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени». После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе подобными, и племена расходятся по разным углам.
Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова

Упражнение «Ассоциации». (обсуждение в широком кругу)
Предложите участникам проговорить свои ассоциации, когда они слышат слово «насилие», записывайте на большом листе бумаги все выражения, не комментируя. Когда лист будет заполнен, предложите группе обсудить следующие вопросы:
Часто ли в нашей жизни случаются конфликтные ситуации?
Расскажите, как заканчиваются конфликты?
Случается ли так, что конфликты имеют негативные последствия? Какие?
После обсуждения зачитайте группе определение насилия: насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз, сознательно направленных на слабых или неспособных сопротивляться. То есть, это любое применение силы по отношению к беззащитным.

Упражнение «Кто виноват?»
В начале упражнения ведущий говорит примерно следующее: «Каждый человек когда-нибудь чувствовал себя незаслуженно обиженным или обвиненным в чем-то, чего он не совершал. Такие обвинения мы нередко получаем не только от посторонних людей, но и от близких. В этой ситуации люди поступают по-разному: кто-то злится и ведет себя агрессивно, кто-то обижается, ничего не говоря в ответ, а кто-то может достойно постоять за себя и спокойно снять незаслуженные обвинения».
Ведущий предлагает выйти в центр круга и сесть на стул тому участнику, кто не боится быть обиженным, кто уверен в том, что справится с любым незаслуженным обвинением в свой адрес, сможет постоять за себя.
После того, как доброволец вызвался, остальные участники начинают по очереди обвинять сидящего в центре круга, например: «Ты виноват в том, что сегодня плохая погода», «… что я получил двойку», «…что мама не отпустила меня гулять».
Все высказывают свои обвинения вслух, записывают их на листочках с клейким краем, и каждый приклеивает свой листочек на одежду участника, сидящего в центре круга.
Участник в центре должен при этом молчать. Наклеивание «ярлычков» происходит до тех пор, пока обвинения не иссякнут. Затем ведущий расспрашивает участника в центре круга о том, что он чувствует, и что ему хотелось бы сказать тем, кто незаслуженно его обвиняет. После этого предлагается поделиться своими мыслями и чувствами и остальным участникам. Как правило, в группе возникает желание снять незаслуженные обвинения. Ведущий предлагает каждому участнику отклеить листочек с любым обвинением и оправдать «обиженного», например: «Ты не виноват в том, что сегодня плохая погода, погода вообще не зависит от человека».
Вопросы для обсуждения:
Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы незаслуженно обвиняли кого-то или сами были несправедливо обвинены в чем-то? Что случалось чаще?
Изменилось ли ваше отношение к этим ситуациям после выполнения упражнения?
Как, на ваш взгляд, лучше поступать в похожих ситуациях?
Примечание. После этого упражнения предполагается обязательное проведение упражнения «День рождения императора», направленного на снятие у участника, побывавшего в роли «козла отпущения», негативных эмоций, возникновение которых возможно в ходе упражнения «Кто виноват?».

 Упражнение «День рождения императора»
Участникам дается следующая инструкция: «Представьте себе, что вы все гости во дворце у императора, вы приглашены на пир, посвященный его дню рождения». Роль императора играет участник, который был «обвиняемым» в упражнении «Кто виноват?». Все гости произносят хвалебные тосты и дарят «виновнику торжества» воображаемые подарки.

Мини лекция : «Школьное насилие» (см. приложение 1)
Тренер знакомит с понятием «школьное насилие», пользуясь схемой и материалами из приложения рассказывает группе о видах насилия, типах агрессивно-насильственных взаимоотношений, формах школьного буллинга. Работа ведется в форме групповой дискуссии.

Игра-разминка «Атомы и молекулы»
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».

Мозговой штурм «Жертвы  буллинга »
Ведущий: «Кто наиболее часто становится жертвами школьного буллинга?»
Все ответы участников фиксируются на доске. Тренер обобщает все сказанное и акцентирует внимание на том, что жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками;
страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении.

Упражнение «Сцены травли» (см. приложение 2)
Подготовка: Пометьте четыре угла в комнате цифрами 1-4. Участники должны свободно передвигаться из одного угла в другой.
Ход упражнения.
Школьники обсуждают травлю, а затем позиционируют себя, чтобы показать, как бы они реагировали согласно различным сценариям травли.
Вопросы ведущего:
·        Что такое травля?
·        Какие имеются различные способы травли?
·        Почему люди травят других?
·        Как травля воздействует на людей, которых травят? На людей, которые травят? На весь район?
Прочтите вслух ситуацию травли и дайте подросткам время обдумать свою реакцию и пойти в соответствующий угол комнаты. Как только участники заняли свои позиции, спросите нескольких из них, почему они выбрали эту реакцию и спросите о преимуществах и недостатках такого выбора. Позвольте тем, которые выбрали четвертый угол, объяснить их ответ.
Анализ и оценка
1. После рассмотрения пяти или шести сцен травли проанализируйте игру, задав такие вопросы:
·        Что вы думаете об этой игре?
·        Было ли трудно реагировать на некоторые сцены? На какие и почему?
·        Могли ли вы себя представить в одной из сцен травли?
·        Нужна ли помощь и поддержка людям, которых травят? Почему?
·        Где люди, которых травят, могут найти помощь и поддержку?
·        По каким причинам одни люди травят других? Справедливо ли это?
·        Чтобы вы будете делать, если вас травят, а человек, к которому вы обратитесь за помощью за помощью и поддержкой, никак не реагирует?
·        Является ли какой-нибудь вид травли более приемлемым для детей и взрослых? Почему да или почему нет?
·        Кто несет ответственность за оказание помощи и поддержки детям, если их травят?
·        Могут ли взрослые подвергаться травле? Приведите несколько примеров.
·        Кто несет ответственность за оказание помощи взрослым в случае травли?
·        Что можно сделать, чтобы помочь людям, которые занимаются травлей, изменить их поведение?
·        Что происходит, если никто не останавливает людей, которые травят? Что происходит с тем, кто травит? Что происходит с сообществом?
2. Соотнесите игру с правами человека, задав такие вопросы?
·        Есть ли у кого-нибудь право травить другого? Почему да или почему нет?
·        Какие права человека нарушаются, когда кого-то травят?
·        Как искоренение травли улучшает соблюдение прав человека для каждого?
Заканчивая анализ, попросите каждого подростка обвести свою ладонь на цветном листе бумаге и вырезать ее. Они должны подумать об одном человеке для каждого пальца, к кому бы они могли обратиться за поддержкой в случае травли (например, друг, один из родителей, учитель, школьный администратор, полиция, консультант, брат или сестра).
Оставьте руки поддержки где-нибудь в комнате, чтобы подростки могли обратиться к ним в будущем.

Упражнение «Булочка с корицей».
Группа берется за руки, образуя цепочку. Один конец цепочки участников стоит на месте, а второй конец цепочки начинает ходить по кругу. Таким образом, группа «наматывается» вокруг.

Рефлексия занятия
«Рефлексия»
Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (или открыл)…» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было….   Ведущий благодарит всех за участие и откровенность вручает памятки  (см. Приложение 3 ) и прощается с ребятами.

Приложение 1
Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений.
Школьное насилие» – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Хэйзинг (от англ. Hazing – издевательство) – ритуальные издевательства,  при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Мобинг (от англ. Mob – грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот  кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Дедовщина- издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.
Буллинг – длительная, умышленная физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации

Скругленный прямоугольник: Школьное насилие  





Скругленный прямоугольник: Формы школьного буллинга 


Приложение 2
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: СЦЕНЫ ТРАВЛИ

Ваши друзья начинают обзывать вас, посылая вам угрожающие текстовые сообщения и заставляют отдавать им разные вещи. Вы чувствуете себя плохо, когда такое происходит. Как вы должны поступить?
1. Ничего. Наверное, вы сделали что-то не то, отчего друзья стали так себя вести.
2. Начните обзывать их в ответ и угрожать им.
3.Поговорите с родителями или учителем и расскажите им, что происходит.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группа детей в вашем классе распространяет о вас обидные слухи, рассылая всем эсэмэски. Многие дети теперь не хотят с вами играть или даже разговаривать с вами. Даже ваши друзья начинают думать, что эти слухи – правда. Как вы должны поступить?
1. Ничего. Никто не поверит вам, если все считают, что эти слухи – правда.
2. Начните распространять неприятные слухи о других детях.
3. Расскажите всем, что это ложные слухи.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваша старшая сестра или старший брат все время толкают и бьют вас, когда никто не смотрит, и говорят вам,что, если вы расскажите кому-нибудь об этом, то будут бить вас еще сильнее. Как вы должны поступить?
1. Расскажите родителям или учителям о том, что происходит.
2. Попросите ваших друзей в школе помочь вам в борьбе с ней/ним.
3. Скажите ей/ему, что вам больно, и попросите ее/его перестать это делать.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваш учитель продолжает обзывать вас тупым всякий раз, когда вы даете неправильный ответ в классе, и говорит, что нет смысла даже пытаться научить вас, поскольку вы не способны к учебе. Другие дети начали также
обзывать вас. Как вы должны поступить?
1. Сразу же пойти к директору и рассказать ему о том, что происходит.
2. Начать пропускать уроки, поскольку вам не нравится ходить в школу.
3. Спросить у своих родителей, можете ли вы перейти в другой класс или в другую школу.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы замечаете, что один из ваших друзей дразнит и смеется над младшими детьми в летнем лагере. Ваш друг также стал отнимать у них вещи. Как вы должны поступить?
1. Рассказать руководителям лагеря о том, что происходит, не поставив в известность вашего друга.
2. Помочь вашему другу отнимать вещи у младших детей, чтобы он/она не начал отнимать их у вас.
3. Сказать вашему другу, что то, что он делает – неправильно, и что он должен оставить младших в покое.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группам старших детей из другой школы нравится приставать к младшим детям из вашей начальной школы. Они ждут, чтобы поймать одинокого ребенка, идущего домой или ожидающего автобус, окружают его или ее, отбирают деньги, еду или игрушки. Они также бросают камни и угрожают сделать что-нибудь похуже. Как вы должны поступить?
1. Быть очень осторожным и ходить в школу и из школы группой.
2. Рассказать взрослым в вашей школе о том, что происходит, и попросить помощи.
3. Носить камни или нож для своей защиты.
4. Что-то еще (открытый угол).
Новый мальчик в вашем классе – беженец. Ваши друзья все время говорят ему что-нибудь расистское, насмехаются над его русским языком и говорят ему, чтобы он возвращался к себе домой. Как вы должны поступить?
1. Присоединиться к ним, он – не ваш друг, поэтому вам не надо беспокоиться о нем.
2. Рассказать вашему учителю, что ваши друзья говорят ему расистские вещи.
3. Предложить давать ему уроки русского языка, когда вы не играете с друзьями, чтобы помочь ему адаптироваться.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы дразните одного из своих друзей, так как он плохо читает и пишет, и вы заметили, что недавно он начал сидеть один. Однажды вы заметили слезу в глазах ребенка. Как вы должны поступить??
1. Ничего. У него просто был плохой день, и это не имеет к вам никакого отношения.
2. Перестаньте дразнить вашего друга и спросите его, почему он плакал.
3. Скажите вашему другу, что вы больше не будете дразнить его перед всеми, но, что он действительно глупый и что ему надо взять несколько дополнительных уроков.
4. Что-то еще (открытый угол).
У вас есть сводный старший брат, который вас очень любит. Он часто хочет поцеловать и обнять вас, но, хотя он вам нравится, вы чувствуете себя неудобно. Как вы должны поступить?
1. Рассказать одному из ваших родителей или другому брату или сестре.
2. Драться против этого и всякий раз, когда он делает это, бить его.
3. Избегать его и пытаться сохранять дистанцию.
4. Что-то еще (открытый угол).
Приложение 3

Пам’ятка
Якщо ти - жертва насильства:
- Ти - не самотній. Ти - не винен. Розкажи про те, що трапилося, кому-небудь, хто повірить тобі.
- Якщо тобі потрібна медична допомога - негайно звернися до лікаря.
- Розроби план безпеки. Якщо відчуєш небезпеку, ти повинен знати, як можна швидко піти з дому. Запам'ятай номери телефонів і адреси, куди можна звернутися у критичних ситуаціях.

Якщо ти скоїв насильство:
- Ти не безнадійний. Ти можеш змінитися, якщо звернешся за допомогою і приймеш її. Навколо тебе є люди, що можуть допомогти.
- Ти несеш відповідальність за свої вчинки.
- Якщо ти не почнеш щось змінювати, у твоїй поведінці буде все більше і більше насильства. Від цього постраждають ті, кого ти любиш і про кого піклуєшся.
- Якщо ти не звернешся за допомогою, твоє почуття неповноцінності теж буде зростати.

Якщо ти дізнався про насильство:
- Тактовно підтримай жертву насильства. Приготуйся вислухати без осуду.
- Переконай того, хто постраждав, що він не винен і не заслужив ні побоїв, ні образ.
- У разі необхідності надай медичну допомогу і подбай про його безпеку.
- Переконай, що будеш підтримувати його, навіть якщо він не послухає твоїх порад.
- Якщо жертвою стала дитина, сповісти в державну або громадську організацію. Не говори сам із кривдником, не намагайся сам перевірити справедливість звинувачень.
- Якщо ти знаєш когось, хто чинить насильство, не приймай його пояснень і не вимагай від нього обіцянок припинити насильство.
- Ознайомся з адресами і телефонами організацій, які можуть допомогти тому, хто коїть насильство. Переконай його звернутися за допомогою.
- Знайди того, хто підтримає тебе.
Важливі поради, зразок заяви
-  Якщо твої права порушено, сповісти про це спочатку батькам. Якщо батьки не в змозі тебе захистити, звернися до директора твого учбового закладу. Якщо й він не вирішить проблеми, звертайся до державних установ, які повинні захищати твої права. Починати треба із районних установ. Якщо ти не отримаєш там допомоги, звертайся у міські і обласні. Краще звертатися у кілька установ одночасно - тоді більше людей клопотатиметься твоєю проблемою.Всі ці установи зобов'язані оберігати твої таємниці. Розголошення даних про карається законом.
-  Ти, мабуть, вже помітив, що не всі дорослі уважно слухають, коли ти розповів їм про свої проблеми. А буває, що, навіть вислухавши, вони не поспішають допомогти Краще зразу навчися писати заяви. Коли ти розповів свою історію усно, доросла людина заклопотана своїми проблемами, може про неї швидко забути. Письмова заява реєструється в установі і службовець зобов'язаний нею займатися.Заява може бути коротка, але в ній обов'язково є твоя адреса, прізвище та ім'я. Не бійся. Поки ти боїшся, тої права будуть порушуватися.
Пам'ятай, що інші люди теж мають права, якщо не хочеш, хтось порушував твої права, - не порушуй права інших.


Использованная литература:
  1. Молодежное насилие: Информационный бюллетень N°356 . ВОЗ, Август  2011 г.
  2. Молодшева В.А.Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» ,  2013 г
  3. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ, 2002 г
  4. Предупреждение насилия в школе: руководство для тренеров. Составитель: Ольга Романова,  Москва, 2004.
  5. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие»:– М.: Генезис, 2000.
  8. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005
  9. Штейнберг Э. И. Методическая разработка профилактических занятий  «Линия жизни», г. Энгельс.  2012 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар