НАСИЛИЕ
В ШКОЛЕ. БУЛЛИНГ
(тренинг по профилактике
насилия среди старшеклассников)
Цель: Формирование у молодежи
сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое
просвещение.
Ожидаемые
результаты:
–
Формирование
негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения;
–
Увеличение
количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о
проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления;
–
Повышение
собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста
индивидуальности детей;
–
Улучшение здоровья и качества жизни, отношения с
окружающими;
–
Воспитание у детей целеустремленности, чувства
ответственности.
Целевая
группа:
учащиеся 7-11 классов (12-15 человек);
Время:
90 минут
Материалы:
маркеры,
бумага, листочки с клейким краем, схемы
Оборудование:
флип-чарт,
мультимедийный проектор, DVD-плеер
Содержание
тренингового занятия.
1.Организационный момент.Разминка «Приветствие древних
племён», 5 мин
3.Упражнение
«Ассоциации»,10 мин.
3.Упражнение «Кто виноват?», 15 мин.
4.Упражнение «День рождения императора», 10 мин.
5.Мини-лекция «Школьное насилие», 10 мин.
6.Игра-разминка «Атомы и молекулы», 5 мин
7.Мозговой штурм «Жертвы буллинга», 10 мин.
8.Упражнение «Сцены травли», 20 мин.
9.Упражнение «Булочка с корицей», 2 мин.
10.Рефлексия
занятия,3 мин.
Ход занятия
Организационный момент.
Разминка
«Приветствие древних племён»
Ведущий сообщает участникам, что
есть некий остров,
где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти
племена отличаются между собой.
Например,
эти племена по-разному
ходят: мумба
держат руки за головой так,
чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба
все время держат руки на талии;
мамба кладут левую руку на левое колено, правую
руку на правое колено (локти
отведены в стороны)
и так передвигаются; джамба ходят, держа
скрещенные руки на груди,
локти отведены в стороны.
Затем ведущий просит участников
рассчитаться по кругу на мумбу,
юмбу,
мамбу,
джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как
это принято в их «племени». После
недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе
подобными, и
племена расходятся по разным углам.
Ведущий говорит, что
у всех жителей острова есть не только различия, но
и общее. Так, все
жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей – локоть
одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала
ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем
ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как
происходит общая встреча племен:
сначала мумба здоровается с юмба, затем
мамба с джамба, мумба
с мамба и так далее.
Затем представители разных племен перемешиваются и стараются
в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова
Упражнение
«Ассоциации».
(обсуждение в широком кругу)
Предложите участникам проговорить свои ассоциации, когда они слышат слово
«насилие», записывайте на большом листе бумаги все выражения, не комментируя.
Когда лист будет заполнен, предложите группе обсудить
следующие вопросы:
• Часто ли в нашей жизни случаются конфликтные ситуации?
• Расскажите, как заканчиваются конфликты?
• Случается ли так, что конфликты имеют
негативные последствия? Какие?
После обсуждения зачитайте
группе определение насилия: насилие - это
применение силовых методов или
психологического давления с помощью
угроз, сознательно направленных
на слабых или неспособных
сопротивляться. То есть, это любое применение силы по отношению к беззащитным.
Упражнение
«Кто виноват?»
В начале упражнения ведущий говорит
примерно следующее:
«Каждый человек когда-нибудь чувствовал себя незаслуженно
обиженным или обвиненным в чем-то, чего
он не совершал. Такие
обвинения мы нередко
получаем не только от посторонних людей, но
и от близких. В
этой ситуации люди
поступают по-разному: кто-то
злится и ведет себя агрессивно,
кто-то
обижается, ничего
не говоря в ответ,
а кто-то
может достойно постоять за себя и спокойно снять
незаслуженные обвинения».
Ведущий предлагает выйти в центр
круга и сесть на стул тому участнику, кто не боится быть обиженным, кто
уверен в том, что
справится с любым незаслуженным обвинением в свой адрес, сможет
постоять за себя.
После того, как
доброволец вызвался,
остальные участники начинают по очереди обвинять сидящего в
центре круга, например: «Ты
виноват в том, что
сегодня плохая погода»,
«… что я получил двойку», «…что мама не отпустила меня гулять».
Все высказывают свои обвинения вслух, записывают
их на листочках с клейким краем,
и каждый приклеивает свой листочек на одежду участника, сидящего
в центре круга.
Участник в центре должен при этом
молчать. Наклеивание
«ярлычков» происходит
до тех пор, пока
обвинения не иссякнут.
Затем ведущий расспрашивает участника в центре круга о том, что
он чувствует, и
что ему хотелось бы сказать тем,
кто незаслуженно его обвиняет. После
этого предлагается поделиться своими мыслями и чувствами и остальным участникам. Как
правило, в
группе возникает желание снять незаслуженные обвинения. Ведущий
предлагает каждому участнику отклеить листочек с любым обвинением и оправдать «обиженного», например: «Ты
не виноват в том, что
сегодня плохая погода,
погода вообще не зависит от человека».
Вопросы
для обсуждения:
–
Случались ли в вашей жизни ситуации, когда
вы незаслуженно обвиняли кого-то
или сами были несправедливо обвинены в чем-то? Что
случалось чаще?
–
Изменилось ли ваше отношение к этим ситуациям после
выполнения упражнения?
–
Как,
на ваш взгляд,
лучше поступать в похожих ситуациях?
Примечание.
После этого упражнения
предполагается обязательное проведение упражнения «День
рождения императора»,
направленного на снятие у участника, побывавшего
в роли «козла
отпущения», негативных
эмоций, возникновение которых
возможно в ходе упражнения «Кто
виноват?».
Упражнение «День рождения императора»
Участникам
дается следующая инструкция:
«Представьте себе, что вы все – гости
во дворце у императора,
вы приглашены на пир, посвященный его дню рождения». Роль
императора играет участник,
который был
«обвиняемым»
в упражнении «Кто
виноват?». Все
гости произносят хвалебные тосты и дарят «виновнику торжества» воображаемые
подарки.
Мини лекция : «Школьное насилие» (см. приложение 1)
Тренер знакомит с понятием «школьное
насилие», пользуясь
схемой и материалами из приложения рассказывает группе о видах насилия, типах
агрессивно-насильственных взаимоотношений, формах школьного буллинга. Работа
ведется в форме групповой дискуссии.
Игра-разминка
«Атомы и молекулы»
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой
площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут
превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких
атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде
ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет
схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это
значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит:
«Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за
друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы,
служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Сигналом для возвращения в игру
временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».
Мозговой штурм «Жертвы буллинга »
Ведущий:
«Кто наиболее часто становится жертвами школьного
буллинга?»
Все
ответы участников фиксируются на доске. Тренер обобщает все сказанное и
акцентирует внимание на том, что жертвами школьного буллинга становятся дети,
имеющие:
–
физические недостатки – носящие
очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП),
то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
–
особенности поведения –
замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным
поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
–
особенности внешности – рыжие
волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела
(полнота или худоба) и т.д.;
–
неразвитые социальные навыки –
часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели
со сверстниками;
–
страх перед школой, неуспешность
в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх
посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как
повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;
–
отсутствие опыта жизни в коллективе
(домашние дети);
–
болезни – эпилепсию, тики,
заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи
– дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия
(нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
–
низкий интеллект и трудности в
обучении.
Упражнение «Сцены травли» (см. приложение 2)
Подготовка:
Пометьте четыре угла в комнате цифрами 1-4. Участники должны
свободно передвигаться из одного угла в другой.
Ход упражнения.
Школьники обсуждают травлю, а затем
позиционируют себя, чтобы показать, как бы они реагировали согласно различным
сценариям травли.
Вопросы ведущего:
·
Что такое травля?
·
Какие имеются различные способы
травли?
·
Почему люди травят других?
·
Как травля воздействует на людей,
которых травят? На людей, которые травят? На весь район?
Прочтите вслух ситуацию травли и
дайте подросткам время обдумать свою реакцию и пойти в соответствующий угол
комнаты. Как только участники заняли свои позиции, спросите нескольких из них,
почему они выбрали эту реакцию и спросите о преимуществах и недостатках такого
выбора. Позвольте тем, которые выбрали четвертый угол, объяснить их ответ.
Анализ и оценка
1. После рассмотрения пяти или шести сцен
травли проанализируйте игру, задав такие вопросы:
·
Что вы думаете об этой игре?
·
Было ли трудно реагировать на
некоторые сцены? На какие и почему?
·
Могли ли вы себя представить в одной
из сцен травли?
·
Нужна ли помощь и поддержка людям,
которых травят? Почему?
·
Где люди, которых травят, могут найти
помощь и поддержку?
·
По каким причинам одни люди травят
других? Справедливо ли это?
·
Чтобы вы будете делать, если вас
травят, а человек, к которому вы обратитесь за помощью за помощью и поддержкой,
никак не реагирует?
·
Является ли какой-нибудь вид травли
более приемлемым для детей и взрослых? Почему да или почему нет?
·
Кто несет ответственность за оказание
помощи и поддержки детям, если их травят?
·
Могут ли взрослые подвергаться
травле? Приведите несколько примеров.
·
Кто несет ответственность за оказание
помощи взрослым в случае травли?
·
Что можно сделать, чтобы помочь
людям, которые занимаются травлей, изменить их поведение?
·
Что происходит, если никто не
останавливает людей, которые травят? Что происходит с тем, кто травит? Что
происходит с сообществом?
2. Соотнесите игру с правами
человека, задав такие вопросы?
·
Есть ли у кого-нибудь право травить
другого? Почему да или почему нет?
·
Какие права человека нарушаются,
когда кого-то травят?
·
Как искоренение травли улучшает соблюдение
прав человека для каждого?
Заканчивая анализ, попросите каждого
подростка обвести свою ладонь на цветном листе бумаге и вырезать ее. Они должны
подумать об одном человеке для каждого пальца, к кому бы они могли обратиться
за поддержкой в случае травли (например, друг, один из родителей, учитель,
школьный администратор, полиция, консультант, брат или сестра).
Оставьте руки поддержки где-нибудь в
комнате, чтобы подростки могли обратиться к ним в будущем.
Упражнение «Булочка с корицей».
Группа берется за руки, образуя
цепочку. Один конец цепочки участников стоит на месте, а второй конец цепочки
начинает ходить по кругу. Таким образом, группа «наматывается» вокруг.
Рефлексия занятия
«Рефлексия»
Передавая мячик по кругу, подростки отвечают
на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (или открыл)…» или «Самым
интересным (важным) для меня на этих занятиях было…. Ведущий благодарит всех за участие и
откровенность вручает памятки (см.
Приложение 3 ) и прощается с ребятами.
Приложение
1
Типы агрессивно-насильственных
взаимоотношений.
Школьное насилие» – это вид насилия, при котором имеет
место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или
крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права
другого.
Хэйзинг (от англ. Hazing – издевательство) – ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду
разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под
холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с
целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой
закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Мобинг (от
англ. Mob – грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых
ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны
группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся
систематически в течение длительного времени, так называемый целевой
психотеррор. При мобинге цель –
устранить человека из группы, тот
кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Дедовщина- издевательства,
практикуемые старшими по отношению к
младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной
воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в
коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения
«родитель-ребенок» в семье.
Буллинг – длительная,
умышленная физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к
другому, не способному защитить себя в данной ситуации
Приложение 2
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: СЦЕНЫ ТРАВЛИ
Ваши
друзья начинают обзывать вас, посылая вам угрожающие текстовые сообщения и
заставляют отдавать им разные вещи. Вы чувствуете себя плохо, когда такое
происходит. Как вы должны поступить?
1. Ничего. Наверное, вы сделали
что-то не то, отчего друзья стали так себя вести.
2. Начните обзывать их в ответ и
угрожать им.
3.Поговорите с родителями или
учителем и расскажите им, что происходит.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группа
детей в вашем классе распространяет о вас обидные слухи, рассылая всем
эсэмэски. Многие дети теперь не хотят с вами играть или даже разговаривать с
вами. Даже ваши друзья начинают думать, что эти слухи – правда. Как вы должны
поступить?
1. Ничего. Никто не поверит вам, если
все считают, что эти слухи – правда.
2. Начните распространять неприятные
слухи о других детях.
3. Расскажите всем, что это ложные
слухи.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваша
старшая сестра или старший брат все время толкают и бьют вас, когда никто не
смотрит, и говорят вам,что, если вы расскажите кому-нибудь об этом, то будут
бить вас еще сильнее. Как вы должны поступить?
1. Расскажите родителям или учителям
о том, что происходит.
2. Попросите ваших друзей в школе
помочь вам в борьбе с ней/ним.
3. Скажите ей/ему, что вам больно, и
попросите ее/его перестать это делать.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваш
учитель продолжает обзывать вас тупым всякий раз, когда вы даете неправильный
ответ в классе, и говорит, что нет смысла даже пытаться научить вас, поскольку
вы не способны к учебе. Другие дети начали также
обзывать
вас. Как вы должны поступить?
1. Сразу же пойти к директору и
рассказать ему о том, что происходит.
2. Начать пропускать уроки, поскольку
вам не нравится ходить в школу.
3. Спросить у своих родителей, можете
ли вы перейти в другой класс или в другую школу.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы
замечаете, что один из ваших друзей дразнит и смеется над младшими детьми в
летнем лагере. Ваш друг также стал отнимать у них вещи. Как вы должны
поступить?
1. Рассказать руководителям лагеря о
том, что происходит, не поставив в известность вашего друга.
2. Помочь вашему другу отнимать вещи
у младших детей, чтобы он/она не начал отнимать их у вас.
3. Сказать вашему другу, что то, что
он делает – неправильно, и что он должен оставить младших в покое.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группам
старших детей из другой школы нравится приставать к младшим детям из вашей
начальной школы. Они ждут, чтобы поймать одинокого ребенка, идущего домой или
ожидающего автобус, окружают его или ее, отбирают деньги, еду или игрушки. Они
также бросают камни и угрожают сделать что-нибудь похуже. Как вы должны
поступить?
1. Быть очень осторожным и ходить в
школу и из школы группой.
2. Рассказать взрослым в вашей школе
о том, что происходит, и попросить помощи.
3. Носить камни или нож для своей
защиты.
4. Что-то еще (открытый угол).
Новый
мальчик в вашем классе – беженец. Ваши друзья все время говорят ему что-нибудь
расистское, насмехаются над его русским языком и говорят ему, чтобы он возвращался
к себе домой. Как вы должны поступить?
1. Присоединиться к ним, он – не ваш
друг, поэтому вам не надо беспокоиться о нем.
2. Рассказать вашему учителю, что
ваши друзья говорят ему расистские вещи.
3. Предложить давать ему уроки
русского языка, когда вы не играете с друзьями, чтобы помочь ему
адаптироваться.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы
дразните одного из своих друзей, так как он плохо читает и пишет, и вы
заметили, что недавно он начал сидеть один. Однажды вы заметили слезу в глазах
ребенка. Как вы должны поступить??
1. Ничего. У него просто был плохой
день, и это не имеет к вам никакого отношения.
2. Перестаньте дразнить вашего друга
и спросите его, почему он плакал.
3. Скажите вашему другу, что вы
больше не будете дразнить его перед всеми, но, что он действительно глупый и
что ему надо взять несколько дополнительных уроков.
4. Что-то еще (открытый угол).
У
вас есть сводный старший брат, который вас очень любит. Он часто хочет
поцеловать и обнять вас, но, хотя он вам нравится, вы чувствуете себя неудобно.
Как вы должны поступить?
1. Рассказать одному из ваших
родителей или другому брату или сестре.
2. Драться против этого и всякий раз,
когда он делает это, бить его.
3. Избегать его и пытаться сохранять
дистанцию.
4. Что-то еще (открытый угол).
Приложение 3
Пам’ятка
Якщо ти - жертва
насильства:
- Ти - не
самотній. Ти - не винен. Розкажи про те, що трапилося, кому-небудь, хто
повірить тобі.
- Якщо тобі
потрібна медична допомога - негайно звернися до лікаря.
- Розроби план
безпеки. Якщо відчуєш небезпеку, ти повинен знати, як можна швидко піти з дому.
Запам'ятай номери телефонів і адреси, куди можна звернутися у критичних
ситуаціях.
Якщо ти скоїв насильство:
- Ти не
безнадійний. Ти можеш змінитися, якщо звернешся за допомогою і приймеш її.
Навколо тебе є люди, що можуть допомогти.
- Ти несеш
відповідальність за свої вчинки.
- Якщо ти не
почнеш щось змінювати, у твоїй поведінці буде все більше і більше насильства.
Від цього постраждають ті, кого ти любиш і про кого піклуєшся.
- Якщо ти не
звернешся за допомогою, твоє почуття неповноцінності теж буде зростати.
Якщо ти дізнався про насильство:
- Тактовно
підтримай жертву насильства. Приготуйся вислухати без осуду.
- Переконай того,
хто постраждав, що він не винен і не заслужив ні побоїв, ні образ.
- У разі
необхідності надай медичну допомогу і подбай про його безпеку.
- Переконай, що
будеш підтримувати його, навіть якщо він не послухає твоїх порад.
- Якщо жертвою
стала дитина, сповісти в державну або громадську організацію. Не говори сам із
кривдником, не намагайся сам перевірити справедливість звинувачень.
- Якщо ти знаєш
когось, хто чинить насильство, не приймай його пояснень і не вимагай від нього
обіцянок припинити насильство.
- Ознайомся з
адресами і телефонами організацій, які можуть допомогти тому, хто коїть
насильство. Переконай його звернутися за допомогою.
- Знайди того, хто
підтримає тебе.
Важливі поради,
зразок заяви
- Якщо твої
права порушено, сповісти про це спочатку батькам. Якщо батьки не в змозі тебе
захистити, звернися до директора твого учбового закладу. Якщо й він не вирішить
проблеми, звертайся до державних установ, які повинні захищати твої права.
Починати треба із районних установ. Якщо ти не отримаєш там допомоги, звертайся
у міські і обласні. Краще звертатися у кілька установ одночасно - тоді більше
людей клопотатиметься твоєю проблемою.Всі ці установи зобов'язані оберігати
твої таємниці. Розголошення даних про карається законом.
- Ти,
мабуть, вже помітив, що не всі дорослі уважно слухають, коли ти розповів їм про
свої проблеми. А буває, що, навіть вислухавши, вони не поспішають допомогти
Краще зразу навчися писати заяви. Коли ти розповів свою історію усно, доросла
людина заклопотана своїми проблемами, може про неї швидко забути. Письмова
заява реєструється в установі і службовець зобов'язаний нею займатися.Заява
може бути коротка, але в ній обов'язково є твоя адреса, прізвище та ім'я. Не
бійся. Поки ти боїшся, тої права будуть порушуватися.
Пам'ятай,
що інші люди теж мають права, якщо не хочеш, хтось порушував твої права, - не
порушуй права інших.
Использованная
литература:
- Молодежное насилие: Информационный бюллетень N°356 . ВОЗ, Август 2011 г.
- Молодшева В.А.Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» , 2013 г
- Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ, 2002 г
- Предупреждение насилия в школе: руководство для тренеров. Составитель: Ольга Романова, Москва, 2004.
- Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
- С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие»:– М.: Генезис, 2000.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005
- Штейнберг Э. И. Методическая разработка профилактических занятий «Линия жизни», г. Энгельс. 2012 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар